МКОУ «Нарышкинская СОШ»

Жизненный путь отца Иоанна

 

В 1794 году в селе Петровское Нарышкино тож был построен каменный храм и освящен во имя Успенья Пресвятой Богородицы. В правой стороне его был устроен придел во имя святых апостолов Петра и Павла, в память о бывшей деревянной церкви. Кроме нашего села в приход входили сельцо Кочанское и деревни Варварина, Катерева, Теплое, Владычье, Павловка, Красавка.  В 1818 году по прошению крестьян деревни Новоселки они были переведены из прихода села Ильинского в приход Успенской церкви села Нарышкино. Земли при церкви усадебной вместе с погостом церковным три десятины, пахотной и сенокосной 35 десятин. До сих пор сохранилось название лощины – Попова (первая лощина по дороге в Теплое), которая ограничивала церковную землю.

  По сведениям из архива, церковь строилась тщанием бригадирши Леонтьевой. Статская советница Леонтьева Анна Ивановна (умерла 6 мая 1810 года) являлась так же помещицей и ей принадлежала часть села. Одна из улиц села, подходящая к храму с южной стороны носила когда-то название Леонтьевка.  Церковь строили на средства Леонтьевой при участии князя Голицына, но не указывается какого. Сопоставляя факты, можно предположить, что это Михаил Михайлович сын Михаила Михайловича Младшего. Анна Ивановна жила в селе, являлась прихожанкой храма. Она принимала активное участие в его жизни и после окончания строительства. В 1804 году она занималась строительством ограды вокруг храма. Её крепостной крестьянин Косьма Сергеев был старостой и занимался кружечным сбором на нужды храма. Крепостные крестьяне Анны Ивановны обрабатывали церковную землю и вносили плату зерном церковнослужителям. Но отношения её со священником Александром Елиозаровым были сложными, и по её прошению в 1804 году был назначен второй священник в храм.

Согласно клировым ведомостям первым священником Свято-Успенского храма был Иродионов Елиозар. Скорее всего, он служил еще в Петропавловском храме, так как сгорел тот не полностью. В 1814 году в Духовную консисторию поступило прошение от лифляндского дворянина управляющего 14-го класса больничной публичной вотчиной Ивана Григорьева Шренка «о дозволении  старую церковь обратить на обжишку известняка, а в новой произвести некоторые поправки», резолюцией на которое было – дозволить.

С 1789 года место священника переходит к его сыну – Александру Елиозарову Петровскому. Появление фамилии связано с частью названия села - Петровское, которое продолжает существовать почти весь XIX век. В этой линии можно проследить династию священников, которые были родом из нашего села. Александр Елиозаров передает в 1822 году место священника сыну Иоанну Александрову Петровскому.

С 1804 года по штату положено при храме быть двум священникам, одному диакону, двум дьячкам, двум пономарям. Вторым священником становиться дьячок храма Постников Федот Федотов. Весь приход делится по деревням между двумя священниками.

В 1818 году   в Духовную консисторию поступило прошение от управляющего Голицынской вотчины отставного майора Ивана Иваного Петрова и церковного старосты отставного прапорщика Мартина Ефимова Баева о дозволении им взять церковную кассовую сумму в 1000 рублей для поправки церкви: ремонт алтаря и постройка новой ограды.

С 1829 года место первого священника занимает Владимир Марков, а Федот Постников отрешен от должности священника.

В 1857 году храм был распространен на средства Голицынской больницы и в нем уже стало два придела: в южной стороне прежний во имя святых апостолов Петра и Павла, а в северной во имя святого мученика Георгия Победоносца.   

В 1874 году в селе Теплом был построен Свято-Иверским храм и к его приходу отошли сельцо Теплое, деревни Владычье, Красавка. Приход Успенской церкви теперь состоял из села Петровское-Нарышкино, сельца Кочанского, деревень Новоселки, Варвариной, Катеревой. С 1881   года в штате один священник, один диакон и один псаломщик. В 1865 году теплинский помещик Викентий Смидович жертвует в церковь села Нарышкино культовые предметы. Его жена помещица Елизавета Богдановна Смидович (в девичестве Хвощинская) умерла 9 сентября 1864 года и захоронена с северной стороны храма.

В 1867 году был уволен от должности священник Владимир Марков по слабости здоровья (ему было 62 года) и на его место был определен ученик Тульской  Духовной семинарии Александр Головин. Владимир Марков уступает свое священническое место Александру Головину с условием, что он возьмет замуж его дочь – Маркову Марию и будет питать самого Маркова с женою до смерти. Марков передает Головину в вознаграждение дочери дом со всеми принадлежностями, две лошади с упряжками, две коровы и десять овец. 21 марта 1867 года Александр Головин женился на Марии Марковой. 4 июня 1867 года он был посвящен в диаконы, а 5 июня во священника Троицкой церкви. 13 июня того же года он получил грамоту на место священника в Свято-Успенском храме. Прослужил он в нашем храме 13 лет.

В 1867 году священником становится Глаголев Иван Андреев. Его биография помогает нам понять, как много священники делали для своего прихода и как разнообразна была их деятельность. Это и просвещение людей, забота о здоровье, просвещение в деле разведения картофеля, служение на фронтах Первой мировой войны. По проекту штатов 1846 года в храме было положено быть одному священнику, диакону и двум причетникам. Но к выполнению этого проекта перешли только в 1880 году.

В 1915 году вблизи Волостного правления, а именно на углу старого кладбища была построена часовня в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости. 19 февраля 1915 года она была освящена по личному распоряжению Его Преосвященства. Её строительство началось задолго до этого. Разрешение на строительство у Епархиального начальства было получено в феврале 1883 года с разрешением совершить крестный ход из приходского храма к часовне. Израсходовано на постройку было 1400 рублей. «Часовня имела форму равномерного четырехугольника, украшенного вверху куполом, главою, и на ней крестом. Кроме того, на каждом угле крыши по главке с крестом вверху. Устроена часовня из кирпича, мерою снаружи по 6 аршин (1 аршин=71см) каждая сторона, а внутри по 4 аршина, с полом и потолком деревянными, вышина от пола до потолка 5 аршин, оштукатурена, вход с западной стороны, две двери – простая снаружи деревянная, а внутри филенчатая, верхняя часть застеклена, от входа на правой южной стороне по одному окну, вышиною 2,5 аршина и шириною 1 , вышина двери 3,5 аршина и ширина 2 аршина. Все здание покрыто железом и выкрашено масляною краскою – медянкою. Внутри в небольшом иконостасце, очень хорошей иконостасной работы, в киоте за стеклом икона Святаго Благоверного князя Александра Невского. Мера иконы 1 аршин вышины и  аршина ширины. Иконостас 4 аршина вышины и 1 ширины. Перед иконой большая лампада. Перед входом в часовню деревянная выкрашенная площадка». Так описал часовню благочинный Крапивенского уезда Георгий Базаров. План и другие документы на часовню сгорели при пожаре в Волостном Правлении. При собрании волостного схода было постановлено о том, чтобы постоянно горела лампада перед имеющейся в часовне иконой Александра Невского.   

После отца Иоанна (Глаголева) в храме служили отец Николай (Богоявленский)  1917-1920гг., протоиерей Леонид (Астров)  1920г., отец Петр (Георгиевский) 1920г.,

отец Михаил (Архангельский)  1930г., отец Иоанн (Быковский) 1930-1937гг. – арестован в 1937г., расстрелян в 1938г., отец Димитрий (Климов)  1937г. расстрелян в 1937г.

В 1937 году храм был закрыт, с него сняли колокола и крест. В нем хранили зерно и называли «Голубинкой». С 1937 года по 1947 храм был недействующим.

«Сведения о не действующих православных церквях, используемых и не используемых под культурно-хозяйственные цели на 1 января 1944 года.

Тепло-Огаревский район – 7 церквей, из них используемые под культурно-хозяйственные цели – 6, неиспользуемые – 1».

«Список недействующих православных церквей по Тепло-Огаревскому району по состоянию на 01.12.1943г.

Нарышкинская, используется под хозяйственные цели. Церковь не стоит не на чьем балансе. До оккупации (ноябрь 1941г.) стояла на балансе Райфо».

«Переписка с горсоветом и райисполкомом об открытии церквей. Информационные отчеты, статистические сведения и переписка по ним. Сведения о поступивших ходатайствах об открытии церквей за 1944, 1945  и 1946 годы.

Местонахождение – с. Нарышкино.

Поступило заявлений: 1944г. – 5

                                       1945г. – нет

                                       1946г. – 2

Наибольшее число подписей под заявлением – 42. Количество посещений по данному ходатайству – 3. Результат рассмотрения ходатайства с указанием года – отклонено решением облисполкома28.02.1944г.».

«Информационный отчет о работе Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Сове Министров СССР по Тульской области за второй квартал 1947 года.

В отчетном квартале Облисполкомом на основе справок Уполномоченного даны заключения на открытие церквей по трем заявлениям верующих поступивших в первом квартале 1947 года, вследствие настойчивых требований и большого количества верующих имеющихся в районах.

1) с. Нарышкино, Тепло-Огаревского района, в районе действующих церквей нет.

2) с. Ново-чччччч, Болоховского района, в районе действующих церквей нет.

3) с. Венев-Монастырь, Веневского района, вторая церковь в районе.

Рассмотрено и снято с рассмотрения в текущем квартале заявлений верующих об открытии церквей всего – 14. Из них 11 отклонено согласно заключения Архиепископа и Уполномоченным непосредственно. Отклоненных заявлений решением Облисполкома не было.

В отчетном квартале мною посещены только три района Тепло-Огаревский, Щекинский и Ленинский. Выезд в Тепло-Огаревский район был вызван неправдоподобным ответом присланным Райисполкомом о техническом состоянии церкви с. Нарышкино на открытие которой неоднократно подавались заявления верующих. Инженер-строитель Ульничев написал акт о том, что церковь находится в полуразрушенном состоянии. На самом деле церковь находится в хорошем состоянии, о чем подробно я писал в своей справке посланной с заключением на открытие в Совет. Председатель Райисполкома товарищ  Фролов  признался, что неправдоподобный акт инженер написал по указке товарища Фролова, так как в районе  дескать все руководящие работники против открытия церквей. В районе по этому случаю приняли меня довольно недружелюбно. Товарищ Кедров секретарь ВКПб  заявил, что все равно открыть церковь в районе не дадим. Выехав в с. Нарышкино с Председателем Райисполкома тов. Фроловым из беседы с верующими и председателем сельского совета и колхоза выяснилось, что желают и ждут открытия церкви очень много верующих, и что в наличие имеется группа верующих в количестве 23 человек, ходатайствующих об открытии церкви в с. Нарышкино. Эта группа берется за собственные средства верующих, если будет открыта церковь, полностью отремонтировать здание церкви.

Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Тульской области Шабров».

«Информационный отчет Уполномоченного по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Тульской области за третий квартал 1947 года.

В текущем квартале решением Совета от 4 августа 1947 года, протокол № 16 открыты 3 церкви:

1) с. Ново-    , Болоховского района

2) с. Нарышкино, Тепло-Огаревского района

3) с. Венев-Монастырь, Веневского района

По означенным церквям зарегистрированы приходские общины, церковные советы, ревизионные комиссии и настоятели. Райисполкомам были посланы указания о передаче зданий церквей общинам, но к службе в означенных церквях до сих пор не приступили, так как здания церквей, несмотря на указания Уполномоченного были заняты под зерно».

3 сентября 1947 года церковь была открыта. В этот день состоялась служба. Но служба проходила не в самой церкви, а в доме Лаврухиных. Так продолжалось всю зиму, и только летом была отремонтирована часть церкви. Первым священником после открытия церкви был отец Константин. Позже в нашу церковь прислали нового священника из Плавска - отца Иллариона. Он своими руками реставрировал церковь, выполнял все плотницкие работы. При нём была восстановлена первая половина. Жили священники в доме у Лаврухиных. Еду для них собирали по селу, а готовила им хозяйка дома. Вообщем, "всем миром" восстановили храм.

В нашем храме служили:

1947

священник КОНСТАНТИН   (Троицкий) 

1948

священник ВАСИЛИЙ           (Сиротинский) 

1949-март 1949

священник НИКОЛАЙ          (Кедров) 

март1949-?

священник НИКОЛАЙ          (Дагаев) 

1949-1952

священник ИЛЛАРИОН        (Минаев) 

1952-1954

священник ЕМЕЛЬЯН           (Касимов) 

10.11.1954-01.09.1955

протоиерей АЛЕКСАНДР      (Белоусов) 

23.03.1956-август 1956

протоиерей КОНСТАНТИН   (Герасимов) 

Сентябрь-ноябрь 1956

священник ЕВГЕНИЙ            (Добротин)

25.11.1956 – 30.12.1957

протоиерей ВИКТОР               (Дагаев) 

09.01.1957- 24.09.1959

священник КОНСТАНТИН    (Столяров) 

16.10.1959 -01.12.1959

священник ВИКТОР                (Розов)

01.07.1960-02.08.1965

архимандрит ФЕОДОСИЙ         ( Федор Аношин) 

Август-октябрь 1965

священник ИЛЬЯ                     (Петров) 

Ноябрь 1965 - май 1966

священник ФИЛИПП              (Плахотник(ов)) 

Август-декабрь 1966

священник ПАВЕЛ                  (Марченко) 

1959, 1967-2004

протоиерей МИХАИЛ              (Козачинский) 

2004-2008

АНДРЕЙ                (Немцов) 

19 декабря 2005 года в деревне Варваровка были освящены источник и, построенная на нем купель во имя Святителя Николая. Вода в нашем источнике чистая и целебная. К нам едут люди не только со всего района, но и из других мест нашей страны.